Городской семинар-практикум «Научно-методический подход к обучению грамоте и развитию речи детей» для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп прошел на базе МАДОУ № 13 в марте.
Учитель-логопед И.С. Котлова представила свой опыт работы по теме «Использование элементов логоритмики в развитии речи детей».
Методика опирается на связь слова, музыки и движения, включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры и направлена на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы.
Значение логоритмического воздействия на ребёнка велико. Благодаря ему развивается двигательная активность ребёнка, а вместе с ней и его речь, устанавливается равновесие в деятельности нервной системы: удаётся умерить слишком возбуждённых детей и растормозить заторможенных, урегулировать неправильные и лишние движения.
Коллегам были представлены для ознакомления различные Логоритмические игры и упражнения, которые они смогут использовать и в своей практике.
А.Ю. Ратаевская представила свой опыт работы по теме «Развитие речи. Составление рассказов по картинке".
На встрече с коллегами мы окунулись в удивительный мир развития речи, рассмотрели последовательность работы в трёх основных методиках:
1. Составление рассказа по одной стационарной картине.
2. Составление рассказа по серии последовательных картинок, когда не нужно ещё включать логику, а просто научиться видеть, как меняются действия героев.
3. Составление рассказа по серии разрезных картинок. Упражнения на этом этапе выявляют не только уровень словарного запаса, но и способность выстраивать логическую последовательность.
Проиграли варианты упражнений по выстраиванию визуального, аудиального и эмоционального рядов и обсудили, как эти упражнения можно выстроить в системе работы по развитию связной речи. На каком этапе хорошо учить сравнивать, т. е. сопоставлять с чем-либо, что на что похоже. Как включать в рассказ диалоги и использовать приём аллегорий. Как использовать виммельбух для коллективной работы, в том числе и в работе с пословицами. Пришло понимание, как эта система работы обогащает речь детей. Коллеги получили подсказки, где брать картинки (у каких авторов и художников) для выстраивания эффективной работы в этом направлении. Какие речевые игры с синонимами и антонимами можно органично встроить в работу. Вспомнили и о структуре построения рассказа - о входе и выходе. Раньше умение писать было как приложение, которое неплохо было бы уметь, то сейчас это жизненно необходимый навык. Если ребёнок не будет уметь донести свои мысли, изложить их последовательно, то образуется масса проблем.
Поможем нашим детям их избежать!